Введение в практику Богиня Жива и Любовь

       Археологические исследования — Богиня Прия?

Прежде чем перейти к анализу знаков на следующей статуэтке стоит поговорить не о современном смысле слова толпа, а о его древнем значении. В индоевропейском языке толпа звучала — *telpo со значением пространство. По мере распада индоевропейского языка на родственные, это слово в несколько изменённом фонетическом виде сохранилось достаточно хорошо: русск. толпа, болг. тълпа, санскр. talpa, лит. tilpti, telpu, латв. tilpt, telpu, тохарск. T?lp. Но первоначальное значение постепенно забывалось, заменялось толпой со значение собрания, скопища людей. Но и изначальное значение в русском языке, хотя и в смутном толковании, но сохранялось вплоть до XIX в. Вот выписка из словарной статьи В.И. Даля «Пространный». «Пространство ср. состояние или свойство всего, что простирается, распространяется, занимает место это, простор, даль, ширь и глубь, место, по трём измерениям своим. Время и пространство или година и простор, отвлечённые понятия последовательности состояния и места. … Время относится к пространству (простору), как событие к предмету». И «година – время, пора … о которых речь идёт». Относительно обсуждаемого вопроса определение ориентировано в первую очередь на пространство, как физический объект. Но и видно время, пору года. В современных словарях русского языка слова толпа в значении времени и пространства уже нет. Но оно сохранилось в знаках на древних винчанских статуэтках. Где отображались двумя знаками. Нижняя сторона текста на статуэтке имеет согласование знаков. Три времени года. Стоящие в конце строки «Две вертикальные черточки» можно считать что они означают – богиня, — бог, русском, диво.

Но, нужно иметь в виду другое толкование знака «Две вертикальные черты».1 Оно сводится к тому, что в скандинавской германской, кельтской, римской мифологиях сохранились факты существования богини Дис или Дисы. Первоначально богини Дис представляли собой обожествлённых прародительниц. Им были посвящены особые праздники, включавшие обряды с участием всей общины и сугубо женские ритуалы. Некоторые исследователи считают, что культ Дис – это пережиток более древней матриархальной религии, от тех времён в слоях бронзового века остались статуи и культовые предметы. В древней скандинавской традиции сохранились некоторые следы культа Дис, в том числе и древнескандинавское название богинь – d?s. Культ Дис  был распространён очень широко в Германии (германские идисы), где им поклонялись под именем «матрон» (matronae). Культ матрон, т. е. «матерей Подательниц или Всеподательниц» известен не только германских землях, но и в кельтских землях, почти половина имён этих богинь – кельтского происхождения. Дисы (дp.-исл. disir) — существа женского пола, помогающие при pодах и способствующие плодородию почвы. Точка зрения о Подательниц плодородия лучше всего вписывается в тексты на рассматриваемых статуэтках. Её можно принять или отвергнуть, но, нужно иметь в виду, что все перечисленные древние народы пришли на свои земли с праиндоевропейской дунайской родины, оттуда они принесли с собой древние культы и богов. Поэтому не будем удивляться приведенному совпадению имён богов.
Но вернёмся к тексту на статуэтке.

Из него прямо следует, что речь идёт о богине трёх времён года. Из показанных на прорисовке знаков последней строки на статуэтке остался вне рассмотрения знак «Черта» в конце строки. Знак расположен так, что не оставляет сомнений в принадлежности его к знакам в нижнем поясе на спине статуэтки. Эти знаки требуют особого внимания. Выше мы их относили к не дешифрованным знакам воды, дождя. Можно и здесь оставить такую интерпретацию, тем более, что такой знак указан в репертуаре знаков винчанского письма. Здесь эти знаки нанесены сразу под символами дождя. Но можно знак «Зигзаг» в такой графике представить как два знака: d? и ro, что приведёт к уже известной интерпретации знаков как призыва к богине ниспослать дождь: doroj – даруй дождь! (Сами символы дождя, но не знаки письма, изображены выше строки. О знаке дождя см. в §14). Такое представление об этом знаке сразу же определяет место и значение знака «Черта» перед призывом о дожде. Знак i означает *iag – поклоняться божеству, т.е. «кланяемся (молим) – дай дождь!» Смысл надписей полностью раскрылся: «…Прия…трёх времён года богиня, молим – дай дождь». Повторение знаков (призыва, моления) – сакральная практика, нашедшая отображение в письменностях древних народов. Но нас должно насторожить факт расщепления знака на три слога do-ro-j, ведь мы выше видели, что знак i = j чаше всего показывался в текстах.

Если в текстах предыдущих статуэток мы с некоторым сомнением считали Богиню Триглаву Богиней Весны, одного из периодов года, то строка на этой статуэтке прямо указывает на богиню трёх времён года, т.е. на Триглаву. Точно ли на Триглаву? Сомнения вызываются знаками на груди статуэтки, которые в первом приближении читаются как tri-i. Но нужно иметь в виду, что тройка является не только слогом, но и выделяет последующий знак как слог, здесь tri-i = tri-iа – Трия. Ниже этих знаков лежит знак «Точка» и ещё один весьма неясной графики. Не заключено ли в центральных знаках имя Богини в ипостаси одного из времён года? Поскольку на спине статуэтки изображены струи дождя, то имя этой Богиня следует связывать с весенне-летним периодом года. Просмотр перечня древних богинь и их функций наводит на мысль, что тиражированная в перечнях богов Богиня Прия – Богиня весны и есть рассматриваемая Трия.
Некоторые авторы видят в Прие Богиню весеннего периода года, но при четырёх периодах: весны, лета, осени и зимы. Однако, тексты на статуэтках чётко указывают, что год делился только на три периода. Значит, один период в таких утверждениях от лукавого. По опыту дешифровки линейной письменности А Крита известно, что слог СГ может принимать ещё согласные по схеме ССГ, СГС, СГСС и другие варианты. Применительно к нашей Трии к слогу ССГ – ТRI взамен Т внесли П, получили При, что не противоречит логике слогового письма. Можно считать, что Трия и Прия одна Богиня.

Комментирование запрещено