Священный Огонь

Священный ОгоньОгонь в очаге стремились поддерживать с момента появления новой семьи. Угасание же огня всегда считалось плохой приметой, потому как он уравнивался с другими членами семьи. Когда представители народности собирались вместе за трапезой, старейшины рода должны были угостить приготовленной едой огонь. Кусочки пищи бросали в очаг и лишь после этого принимались за угощение все присутствующие.
До наших дней дошли многие связанные с огнем самобытные поверья и обряды. Люди стараются почтительно относиться к очагу. Когда покидает живых последний представитель одного из родов, в очаге принадлежащей ему юрты с прискорбием гасят огонь. При этом считали, что жизнь в этом роду тоже угасла.

Горящие угли выносить из жилища можно было лишь в редких случаях: когда нужно было поделиться огнем с сородичами или когда он был необходим для жертвоприношения. И совершить эти действия можно было по закату солнца. Даже раскуривание трубки угольком из очага имеет и сейчас свои правила. Если трубка раскурена от домашнего очага, то и докурить трубку нужно рядом, сидя у того же очага. Когда приходит время покинуть жилище, трубку следует выбить о полено, находящееся в очаге.

При кочевке на другое место вместе с нужным скарбом берут с собой и угли из родового очага. А на новом стойбище разводят новый огонь. Если дорога оказывается слишком утомительной и долгой, то огонь берут у представителей своего рода. Огонь переносит на деревянной лопатке уважаемый член семьи, проговаривая при этом наговор – с желаниями крепости и добра пламени и божествам».

Для молодых супругов огонь берется из очага родителей. Когда сын обзаводится женой и оставляет родительский дом, то, прощаясь, он берет с собой пылающую головешку из родового очага. Этот огонь все считают своим, родовым огнем. Во время свадебного обряда девушки в момент прощания с очагом родителей произносили – прощание. После уговора о калыме жених должен был из первой пиалы окропить огонь, местной водкой. Так совершался обряд благодарности Огню-Праматери с прошением ее благословения.

Кроме охранительных свойств, огонь также обладает и очистительной силой. При помощи огня совершается обряд окуривания-очищения внутреннего пространства и предметов обихода. Огонь заботится о продолжении рода, посылает детей, приносит приплод животным, излечивает от болезней.

Рядом с захворавшим сородичем жгут — можжевельник и выкрикивают благие пожелания. По языкам пламени очага сведущий человек может угадывать свою судьбу. По огню узнают о приближающемся с охоты человеке. Он ведь стремиться к своему очагу. Если в пути с охотником случается беда, то пламя костра начинает гореть с потрескиванием и шумом, а котелок издает стук, как будто по его стенкам кто-то ударяет.

Огонь предсказывает появление гостей. Если отскочившая головешка принимает вертикальное положение, то можно ждать доброго гостя. Гость в числе первых приветствий должен выразить хозяевам пожелание о сохранении огня в очаге на долгие годы. Существуют и запреты при обращении с пламенем родового очага.

Осквернить огонь могла недостойная шутка, перешагивание, заплевывание и загрязнение пламени, помешивание углей острыми предметами, непочтительное отношение к пламени и золе. Только живые неоскверненные языки пламени способны ласково и неслышно общаться с членами рода, защищать их от различных невзгод и помочь пережить непростые времена.

Комментирование запрещено