Символическое значение Тары

В книге канадского индолога Дэвида Кинсли посвященной Десяти Махавидьям, говориться о сильном сходстве символических значений Кали и Тары. Тара предстает как родственный дух Кали, выражающий те же истины, только несколько иным способом. Она подавляет мужскую фигуру, с ней связанную. Она стоит на Шиве или на мужском трупе, или же нянчит Шиву как младенца. Подобно Кали, Тара говорит об исключительности или превосходстве Шакти в картине мироздания, состоящего из Шивы и Шакти, или наполненного ими.

Подобно Кали, она обнажена или одета в шкуры животных. Волосы ее не причесаны, и она стоит на своем партнере, а не рядом с ним или же коленопреклоненно перед ним. Она неукротимая, дикая и доминирующая. Как первозданная сила, она беспредельна и неконтролируема.

Она отождествляется с разрушением, но если Кали тесно связана с растворением вещей стирающим все- временем, то Тара, более связана с разрушением огнем. Она представляет окончательную разрушительную, но очищающую и преображающую силу, которая отмечает переход из одного вида существования в другой. Тара обладает творческими и преображающими аспектами, о чем будет сказано далее.
Череп в руках Тары, из которого она иногда пьет, по мнению одного современного автора, истолковывается как символ ее роли владычицы разрушения [Diksit R. Kali Tantra Shastra. P.6.].

Ожерелье Тары, состоящее из черепов (которые иногда совпадают с числом букв в санскритском алфавите), символизируют звуки алфавита и указывают на связь Тары с шабда брахманом, первозданной творческой силой в форме звука. Пояс из отрубленных рук олицетворяет уничтожение накопленной кармы, что освобождает личность от кабалы сансары. Её меч и ножницы символизируют способность Тары разрезать путы, связывающие человека неведением и ограниченным сознанием. Этим мечом она без сомнения разрушает, но это разрушение позитивное и преображающее. Современный почитатель Тары понимает отрубленные головы, которые она носит, как символ уничтожения ума, охваченного неведением или искалеченного ограниченным сознанием. « Она действительно хочет убить тебя- ложного тебя, ограниченную личность- накопление стольких рождений… Когда она отрезает тебе голову, ум становиться твердым, устойчивым в концентрации, что дает тебе возможность продвижения вперед» [Svoboda Robert. Aghora: At the Left Hand of God. Albuquerque, N.M.: Brotherhood of Life, 1986. P.79]. По поводу пояса из отрубленных рук тот же преданный говорит: « Большинство людей наряжаются в свои кармы, а Она хочет отсеч их, полностью освободить вас от них» [Svoboda Robert. Aghora: At the Left Hand of God. Albuquerque, N.M.: Brotherhood of Life, 1986. P.80].

В книге Хариша Джохари « Десять Махавидий» мы видим несколько иную трактовку символического значения Тары. Здесь Она являет собой изначальное звучание, нада, из которого возник весь феноменальный мир. Первая шакти Адья представляет собой наполненное энергией сознание, а вторая шакти Двитья – наду. Тара является второй из десяти махавидий, и ее иногда называют Двитьей. Ее облик напоминает внешний вид Кали – однако, в отличие от Кали, ее язык не выглядывает изо рта, а в руке она не держит отрубленную голову. На шее Тары висит гирлянда из человеческих голов, тогда как у Кали эта гирлянда состоит из человеческих черепов. И Кали, и Тара изображаются стоящими на трупе (шава) . Мертвое человеческое тело символизирует центр феноменального мира, исчерпавший свой запас расы (сущности жизни).

Тара как махавидья представляет собой воплощение расы (эмоций) и средств выражения, то есть речи. В “Брахманда-пуране” упоминается, что она охраняет озеро с нектаром манаса. Это озеро так и называется: Манас, или “разум”. Никто не может пересечь его без ее разрешения.

По сути, обе эти трактовки символизма Тары дополняют друг- друга и обогащают наше представление о Ней. В разных течениях учений, Её могут рассматривать в различных аспектах, и суть Великой Богини раскрывается нам во всей красе, Богини, переносящей нас через океан сансары, освещающей наш путь и отсекающей наше невежество и кармы, дарующей нам ОСВОБОЖДЕНИЕ!!!

Комментирование запрещено