Огонь


Свое символическое значение придавалось и огню, на котором готовится еда. Он олицетворяет судьбу. Необходимо тщательно следить, чтобы пища не пригорела. Если это всё-таки случилось, значит, огонь хочет, чтобы женщина повторила медитативный процесс приготовления. Очень благоприятно, когда жена зовёт мужа на кухню зажечь огонь. Это привносит в процесс приготовления священный настрой. Огонь, зажжённый мужем, поможет женщине в приготовлении пищи и защитит её от неудач.
В случае обширной эпидемии в селении принимается общественная мера: собираются все жители на улицу и, по способу первобытных людей, трением бревна о бревно, вытирают «святой огонь» и через разведенный небольшой костер переходят все здоровые, а потом переносят и больных.
Еще недавно день этот, когда происходило вытирание «святого огня», в некоторых местах включался в число праздников и назывался «заповедание». Процедура получения огня происходила при торжественной обстановке. В назначенный день крестьяне собирались на улицу или на деревенскую площадь, приносили два сухих бревна, одно клали на землю, а к другому приделывали по концам ручки, как у пилы, и терли по первому, как пилят дрова. Когда одни уставали, их заменяли другие. Бабы сидели по домам и терпеливо ожидали святого огня, чтобы затоплять печи, так как получать его каким-либо другим способом — спичками или выдуваньем горячих углей, сохранявшихся в загнетке, строго было запрещено и ослушникам грозило суровое наказание. После долгих стараний, иногда спустя часов 8 — 10, огонь добывался. Из добытого огня раскладывался «нажег» и через него шагали и прыгали, а больных и младенцев переносили на руках. По ритуалу в этом процессе вытирания святого огня в некоторых местах вдовцы не могут участвовать.
Вера в целебные силы живого огня была свойственна многим первобытным народам. При этом, как вода для лечения должна быть не початая, только что почерпнутая из родника, так и огонь требуется новый, еще не служивший для нужд человека.
Различается еще дубовый и осиновый огонь. Первого сорта огонь употребляется знахарями при лечении людей, а второй при лечении скота.
Таким деревянным огнем выгоняют иногда из дома горячку, разводя его перед окнами, и через этот же огонь проводят выздоровевшего от горячки, чтобы окончательно очистить его от болезни.
Такими свойствами обладает не только сам живой огонь, но и пар от воды, которая на нем кипятится. Таким паром лечат от порчи, лихорадки, горячки и некоторых других болезней.
Подобие живого огня имеет и огонь, высекаемый из кремня. Огнем этим лечится преимущественно «летучка», или «летучий огонь» — герпетические и другие сыпи на лице. Секрет при этом заключается в том, чтобы высекаемая искра попала непременно в фокус каждой отдельной высыпи.

Комментирование запрещено