Культ огня и поклонение предкам в Славянской традиции

Культ огня и поклонение предкам в Славянской традицииАрийским народам свойственно было представление об огне как о защитнике семьи, покровителе рода. Когда из дома родителей огонь переносили в дом, построенный для молодоженов, то вместе с этим огнем на новый дом распространялась благодать предков и покровительство праотца Чура. Исследователь славянского наследия А. Е. Богданович писал: «Огонь в качестве древнего родового пената, скрепляет различные родственные союзы. Так невеста, прибывшая в дом жениха, чтобы «освоиться» в нем, кланяется очагу и прикасается к нему руками.

То же делает и жених, идущий в другую семью». Этот обряд полностью соответствует фрагменту из свадебной церемонии древних римлян, во время которой невеста кланяется предкам (пенатам) мужа, изображения которых стоят на каминной полке, а глава семейства отводит ей место у очага, тем самым как бы включая ее в круг семьи. Таким образом, культ огня — домашнего пената восходит к временам индоевропейской общности, когда к огню относились как к важнейшему родовому божеству.

Культ огня и культ предков занимают центральное место в микрокосмосе Славянина. Их почитали в лице единого домашнего Божества Чура. «Вечно живой» и «вечно молодой» Чур абстрактен (первопредка, как и Бога, никто никогда не видел), а потому может довольствоваться приношениями, содержащими универсальную энергию — деревом, горящим в печи. Те же предки, чей образ жив в памяти, требуют более живой пищи и потому для них устраиваются поминальные столы со вполне реальными угощениями.

Славяне — традиционалисты. Из поколения в поколение передавая накопленный опыт, наш народ сумел сохранить свою самобытность, свои обычаи и традиции, обряды и песни. Одним из самых важных достояний является, сохранившийся по сей день, культ предков, напрямую связанный с культом Матери — Земли.

Предки — не просто слово, это, скорее, действующие персонажи реальной жизни. Согласно древним воззрениям, весной, вместе с оживлением природы, с пробуждением ее от зимнего сна, оживают Души мертвых и выходят на белый свет. Раньше люди полагали, что они нуждаются в пище и питье, и потому 3-4 раза в год устраивали специальные поминальные дни со столами и угощениями для предков.

Такие празднично-поминальные дни назывались и «Бабы». В знак уважения к покойным в такие дни тщательно убирали дома, словно бы к приему дорогих гостей, накрывали стол белой скатертью, на стол ставили кутью, хлеб-соль и другие обрядовые блюда. Ритуальным блюдом заупокойной тризны считались маленькие блины, которые по этому случаю приготовлялись в каждом семействе.

Перед образами зажигали свечу и призывали предков отведать приготовленное угощение. Глава семейства, по очереди перечисляя имена всех своих умерших родственников, после произнесения каждого имени наделял призванного предка отдельным блином. Во время этого обряда вся семья хранила благоговейное молчание. Накрытый для предков стол оставляли на ночь, считая, что они непременно придут на угощение. Утром остатки обрядовой трапезы раздавали птицам и нищим, правда, уже не так торжественно, празднуются и теперь.

«Радауница» отличается тем, что в этот день поминальная трапеза устраивается не в доме, а непременно на могилках. Куличи, сыр, яйца и другие остатки яств заворачивают в белую скатерть и несут на кладбище, где и поминают покойного. В настоящее время этот праздник приурочен к пасхальным праздникам, в чем прослеживается слияние дохристианской традиции поминовения. В древности яйцо символизировало целостность мира, не только Солнце, но и вся Вселенная уподоблялась огромному яйцу.

Расхожее латинское выражение Ab ovo («от яйца») напоминает о том, что в древности люди начало всего видели в яйце. В яйце заключена новая жизнь, и в этом смысле яйцо, как дар покойному, являет собой надежду на его скорое «воскресение», рождение в этом мире.

Древние как и большинство некрещеных народов, верили, что смерть не имеет окончательной власти над бессмертной человеческой Душой, и потому обряды поминовения усопших подобно обрядам зазывания весны, несли в себе некое начало, побуждающее Души умерших к возвращению в этот мир.

Интересен тот факт, что поминали не только недавно ушедших в мир иной предков, но и тех, память о ком потускнела, а то и вовсе растворилась за давностью времени. В сознании народа сформировался даже образ некоего божества-охранителя рода, предка-прародителя, защищающего своих потомков. Это сугубо семейное родовое божество по функциям напоминает римского пената, охраняющего родовое поместье.

Смерть старого года и рождение нового происходит в марте (кстати, астрономический, объективно научный новый год начинается 20—21 марта с весеннего равноденствия). Сразу после празднования Радоуницы, справляли, так называемую, «свадьбу комина». К этому времени комин белили и охорашивали, украшая зеленью — плавуном, брусничником, хвоей, бросали в огонь кусочки масла и сала (это ему свадебное угощение).

«Подливать масла в огонь» — обряд древний, описанный еще в Ригведе и Авесте, где церемония жертвоприношения Огню названа «Ясна». Когда вспыхивает огонь, действительно, становится ясно, светло, бесы бегут прочь. Праздник жертвоприношения огню в народной традиции совпадает с праздником поминовения предков, из чего можно заключить, что в понимании древних Славян огонь был стихией, согревающей, оберегающей род и обеспечивающей его продолжение. В своих традиционных верованиях и обрядах сохранена суть древнейших религиозных представлений индоевропейцев.

Огонь — стихия животворная, к нему обращались за помощью в ритуалах, призванных обеспечить плодородие людей и скота. Купальские костры, через которые прыгает молодежь на ночном празднике летнего солнцестояния, символизируют не только очистительную природу огненной стихии, но и силу огня как средоточия космической и сексуальной энергии.

Магическая функция огня и его роль в продолжении рода проявлена во многих свадебных ритуалах и первобытных обрядах любовной магии, сохранившихся в ритуальной части Родноверческих празднеств. Совместные прыжки через огонь в ночь любви, бросание сквозь огонь купальских венков (символов бракосочетания), пускание по воде венка с зажженной свечой на встречу судьбе в поисках суженого, — эти и многие другие ритуалы свидетельствуют о том, что Славяне видели в Огне Божество, способствующее любви и продолжению рода

Подобные ритуалы известны и у других народов индоевропейской группы. Культ священного огня был распространен по всей территории Европы, о чем свидетельствуют сохранившиеся у североевропейских народов праздники летнего и зимнего солнцестояний, ритуальным центром которых всегда был Священный Огонь.

Эти праздники были призваны увеличить жизненную силу и благосостояние людей, которое напрямую зависело от плодовитости животных. В тяжелые годы, когда наступали мор, засуха и голод, зажигали даже, так называемые, «огни нужды», призванные обеспечить плодовитость скота и защитить его от болезней.

В этом ритуале участвовали двое девственных подростков, мальчик и девочка, которые разжигали посредством трения сухих деревянных палочек два костра на некотором расстоянии друг от друга. Затем между этими кострами прогоняли скот, чтобы тот оставался здоровым и плодовитым.

 

Желаю вам Огня Духовного!

Комментирование запрещено