Гнев потревоженной Богини

Гнев богини тары

Как уже замечено выше, ханты и манси верят, что Казымская богиня — иногда ее называют Золотой женщиной или Золотой бабой — определяет судьбу человека. По преданию, «постоянным местом жительства» Золотой бабы являются окрестности поселка Юильск в верховье реки Казым, что примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска.

Легенда гласит, что где-то среди болотистых топей спрятана статуя Казымской богини, сделанная из чистого золота. Золотую бабу искали давно и продолжают искать до сих пор. И всегда эти поиски сопровождались событиями, смахивающими на мистику. Так, во второй половине XVIII века в нижнее Приобье на поиски золотого изваяния отправилась экспедиция казаков. Около двух десятков вооруженных всадников со сменными лошадьми и оленями пропали бесследно.

Вопрос о Золотой бабе очень интересовал чекистов. В частности, в 1933 году компетентные органы получили информацию, что ее скрывают ханты, проживающие по правому притоку Нижней Оби — реке Казым. К тайному капищу была отправлена оперативная группа, но взбунтовавшиеся охотники убили чекистов, после чего карательный отряд перестрелял почти всех местных мужчин, а у оставшихся отобрал ружья, чем обрек общину на голодную смерть. Святилище разорили, однако идол Золотой бабы обнаружен так и не был.

«Наконец в 1961 году статуя, напоминающая по описаниям Золотую бабу, была найдена в одном из лабазов (амбар на сваях из просмоленной древесины) близ поселка Юильск. Тогда это были земли колхоза имени 1 Мая. Председатель колхоза Семен Молданов распорядился передать находку в Ханты-Мансийский краеведческий музей. Из города прибыла бригада из семи человек. Они вошли в лабаз, но обнаружили там не золотого идола, а деревянного, отделанного серебром. Именно с того времени начинают происходить труднообъяснимые события, которые сами местные жители объясняют гневом потревоженной богини. Вот что рассказывает руководитель Ханты-Мансийского фольклорного фонда при НИИ обско-угорских народов Тимофей Молданов, дальний родственник Семена Молданова: «Приезжие решили забрать с собой деревянного идола и укрывавшие его одежды. Все это было благополучно доставлено в город, но затем начало происходить следующее. Все семеро приезжавших скончались друг за другом в течение трех месяцев. Та же участь постигла их детей и внуков. Их роды вообще перестали существовать. Но этим гнев Казымской богини не ограничился. У председателя колхоза было восемь детей. Все они также умерли за очень короткий срок. Сам же он три года страдал разными болезнями. Обращался к разным врачам, в том числе и московским, но никто не смог определить причину его недугов. Ярый атеист, он, в конце концов, обратился за помощью к знахарке, и та сказала, что на нем лежит мощное проклятие. Спустя какое-то время председателя парализовало».

Между тем история Золотой бабы обрастает все новыми легендами. Говорят, что в юильском лабазе в 1961 году действительно хранилось золотое изваяние Казымской богини, но перед приездом музейщиков его заменили на деревянное. Золотую же статую перепрятали в надежном месте. Кое-кто из местных утверждает, что среди болот в окрестностях Юильска был маленький незаметный островок, на который чужому не попасть. Там, мол, и покоилась Золотая баба. А потом якобы, после постройки на Оби мощной гидростанции, уровень воды поднялся, и островок тот скрылся под водой. По крайней мере, всем пришлым людям рассказывают именно такую версию событий, чтобы поменьше интересовались судьбой Золотой бабы. Когда мы спросили Тимофея Молданова, что он думает обо всем этом, он ответил: «Мы как без Бога остались, но не чувствуем этого. Для нас Казымская богиня все равно существует».

Гнев богини тары

Комментирование запрещено