Гармония и творчество

Гармония и  творчествоТворчество — одно из сложнейших и интереснейших явлений в жизни человека и общества. Все современные достижения цивилизации являются результатом творчества.  Обычно считается, что творчество — процесс, создающий нечто новое, ранее не существовавшее. Новизна, безусловно, является важнейшей характеристикой творчества.

Однако новизна может быть разной.  В одном случае новизна способствует дальнейшему развитию человека и природы, например, средство пожаротушения (огнетушитель), с помощью которого можно ликвидировать пожар, опасный как для человека, так и природы.  И совсем другое — химический препарат ДДТ (дуст), который уничтожал вредителей, но в итоге уничтожал все живое и  наносил огромный вред природе и здоровью человека. Так что новизна хоть и является важнейшей характеристикой, но не дает полной оценки этому уникальному процессу.

Наверное, наиболее наглядным недостатком такого представления творчества является отсутствие соотношения. Новизна должна соотноситься  со своей наиболее выраженной противоположностью, например, традицией, т.е. тем, что уже прошло определенные испытания временем. Тогда творчество следует рассматривать как соотношение новизны и традиции. И действительно, никакая новизна не может возникнуть на пустом месте. Ньютон говорил, что он видел так далеко, потому что стоял на плечах гигантов. Наиболее наглядно это проявляется в художественном творчестве. Так, в живописи абстракционизм, как ярко выраженная новизна, несмотря на большую моду, не стал ведущим направлением дальнейшего развития живописи. Хотя, с другой стороны, и живопись не вернулась  к своим классическим корням времен Рафаэля и Леонардо да Винчи.

Развитие живописи и изобразительного искусства идет в поисках наилучшего соотношения новизны и традиции. Когда речь идет о соотношении качественных различий, то естественно возникает  ассоциация с гармонией. И тогда творчество можно представить как процесс, направленный на гармоничное соотношение новизны и традиции.

Чем богаче эмоциональный багаж человека, тем он более связан с художественным миром и творчеством. Эмоции человека пропорциональны информации, которая их вызывает. Академик П.В. Симонов в своих работах показал фундаментальную связь эмоций и информации.
Для определения эмоциональной ценности художественных произведений (литературных) был проведен следующий эксперимент. Были взяты пять стихотворений разных авторов. Для каждого стихотворения вычислена относительная энтропия текста. При  этом, чем ближе рассчитанная энтропия к Золотому сечению, тем структура стихотворения гармоничнее.    Затем стихи были розданы экспертам, которые ранжировали стихи по степени их эмоционального восприятия (от первого до пятого места).

У читателя, вероятно, возникает мнение: «Не слишком ли многое может эта энтропия?» А почему бы и нет?! Ведь может же человек  с помощью меры длины — метра создавать такие уникальные произведения, как дворцы и космические корабли. Так почему же мера организации —  энтропия не способна совершенствовать творчество? Правда, с энтропией все сложнее, чем с творчеством. Метр прост в применении, а энтропию нужно вычислять. Для метра можно использовать любую бечевку или рейку — для энтропии нужны элементы (части), определить которые бывает непросто. И наконец, если метр является достаточно точной мерой длины, то энтропия отражает организацию весьма приблизительно. И несмотря на это, возможности использования энтропии   перспективны. Например,  в организации репетиций и тренировок. Человек разучивает роль, песню или какую-либо сложную трудовую операцию.

После некоторого обучения он делает пробную реализацию. При возможности следует определить относительную энтропию этой реализации. Затем реализация повторяется, и относительная энтропия вычисляется снова. Результаты вычислений сравниваются, и проводится корректировка процесса репетиции, обучения и т.п.

Подобная процедура проводилась при декламировании стихотворения. При этом у разных исполнителей были различные результаты совершенствования процесса. У одних  лучший результат (относительная энтропия звучания наиболее близка к гармоничному значению) достигался после первой попытки, а затем снижался, несмотря на помощь репетитора. У других наоборот, результаты улучшались постепенно.

Следовательно, просматриваются два типа исполнителей: самостоятельные и ведомые.  Для них нужны разные тактики обучения. Первым нужно не мешать, дать им возможность сосредоточиться, самоорганизоваться; вторым — помочь советом, подсказать ход дальнейших действий. Конечно, люди редко бывают  с четко выраженными характеристиками, но учитывать их склонность к тому или другому проявлению бывает полезно. Результаты их творчества при этом могут быть очень различными.

В настоящее время человечество обладает такими огромными энергиями и совершенными технологиями, что на первый план выступает задача не как решить ту или иную проблему, а что решать, тем более в первую очередь. И здесь важное значение имеет гармоничный принцип, которым следует пользоваться при выборе  творческого процесса. Ведущим принципом гармонического развития  является стремление к единству. Таким образом, творчество, направленное на совершенствование транспорта, средств связи, создание художественных произведений, если они  объединяют людей и природу — способствует гармоническому развитию. Но при этом должно расти и разнообразие.

Сжигание угля приводит к распаду его сложной структуры и, следовательно, к снижению разнообразия. На основе тепловой энергии получается электроэнергия, необходимая для средств транспорта, связи и др.  Круг замыкается. В природе многое циклично. Так, кругооборот воды в природе создает огромное разнообразие растительного и животного мира. В этом цикле явно присутствует процесс творчества. Для того чтобы разнообразие росло, необходимо творчество.

Творчество связано с переработкой большого количества информации. Скачком в этом процессе стало создание электронно-вычислительной техники.  Значительное усиление возможностей по переработке информации дало основание для создания искусственного разума (и даже интеллекта). Правда, как это часто бывает, начальные ожидания оказались несколько завышенными. Искусственный разум оказался слишком далек от человеческого.

Тогда общественное мнение резко качнулось в обратную сторону и посчитало, что искусственный разум невозможен. Однако все течет и многое совершенствуется. Электроника стала продуктом нанотехнологии.  Резко возросли возможности информационной техники. И снова встали вопросы: «Может ли машина мыслить, каково будет взаимодействие искусственных интеллектуальных систем и человеческого общества?» Исходя из закономерностей эволюции, все  то, что создается на более высоком уровне развития, доминирует и подчиняет себе все то, что находится на более низких уровнях развития. Не ждет ли такая же участь людей,  ведь уже сейчас искусственный разум в определенных сферах превосходит человека.

А что будет дальше? Искусственный интеллект развивается  гигантскими шагами, и куда эти шаги его приведут, остается под большим вопросом. Правда, нас утешает мысль, что мы можем остановить развитие, если оно пойдет во вредном для человека направлении. Однако всегда ли это возможно? Возьмем, например, автомобилизацию.  То, что автомобиль создавался как  величайшее благо  для человека, едва ли у кого вызывает сомнение.  Но уже очень скоро  автомобили стали причиной гибели людей, больше, чем от других трагедий.

И это далеко не все  — загрязнение окружающей среды создает вред, от которого страдает все живое, а автомобильные пробки, а радикулиты — постоянные спутники автомобилистов, и т.д. и т.п.    Конечно, автомобили совершенствуются, становятся более безопасными и для человека и для природы. Но  рост количества автомобилей едва ли разрешит проблему автомобилизации.

А что если отказаться от автомобиля? Наверное, в настоящее время трудно представить ситуацию, которая возникнет при таком решении. Остается только одно — идти дальше. А дальше — это, значит, совершенствовать автомобиль, делать его экологически безвредным и безопасным для человека. Возможно, что автомобиль будет все больше сращиваться с человеком и превращаться в его панцирь или особый вид одежды, способный его охранять и защищать

А что будет с электронными «мозгами», которые уже сейчас могут создавать себе подобные устройства, самопрограммироваться и даже создавать электронные общества. Наверное, выход один — уже в настоящее время думать о содружестве с этим уровнем развития, которому можно дать название «электронная жизнь».
При этом уместно говорить о гармоническом развитии естественного и искусственного, биологического и электронного. Только гармоничное соотношение может дать свободу каждой компоненты этой сложнейшей системы для дальнейшего роста свободы всех.

Желаю всем, кто этого заслужил, Удачи!

ЗАПРОС НА ПОСВЯЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ:

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)
Посвящение в(обязательно)


captcha

ОТЗЫВЫ ПРАКТИКУЮЩИХ СЛАВЯНСКИЕ ПРАКТИКИ

Творчество гармония

Комментирование запрещено