Богиня Жива

Богиня ЖиваСредневековый хронист Гельмольд упоминает Живу (Siva) как главное Божество в земле западных славян – полабов. Имя этой Богини связано со словами «жизнь», «живой» и т.д. и, по-видимому, означает «Живящая», «Дающая жизнь».

А.Н. Афанасьев в своих «Поэтических воззрениях славян на природу» приводит цитату из польской хроники: «Божеству Живее было устроено капище на горе, названной по её имени Живец, где в первые дни мая благоговейно сходился многочисленный народ, к той, которую считал источником жизни, долговременного и благополучного здравствования.

Особенно ей приносили жертвы те, которые слышали первое пение кукушки, предсказывавшей им столько лет жизни, сколько раз повторится её голос. Думали, что высочайший владыка Вселенной превращается в кукушку и сам предвещает продолжение жизни».

Приведённый выше отрывок позволяет предполагать, что в глазах наших Предков власть Живы была настолько велика, что эта Богиня могла даже продлить срок жизни, установленный свыше… Дата праздника в её честь указывает на связь Живы с плодородием, об этом же говорит и семантика имени (сравните слова «нажива», «пожива», «жито»). Есть и другие свидетельства: зарубежные авторы XV-XVII вв. изображают Богиню в виде обнажённой женщины с плодами в руках, а в «Mater Verborum» (источнике, конечно, спорном) Жива сопоставлена с Церерой: «Богиня зерна, Церера, Жива».

Жива, как это и видно из ее имени — богиня Жизни и Любви. Причем, под любовью здесь понимается не только любовь между мужчиной и женщиной: Жива, скорее, представляет мировую любовь, то, что является основой жизни на земле, и половая любовь здесь — только частный случай. Конкретно половую любовь у славян олицетворяли другие богини: богиня супружества Лада и богиня эротики Пиза (Конрад:«богиня Пиза» — образец того, как из неправильно понятого слова делают бога.).

Согласно западнославянским мифам, Жива родилась от Святовита и Ноцены, олицетворяющих собой день и ночь, Свет и Тьму. Для ведических мифологий характерен подобный сюжет, описывающий возникновение Жизни: она возникает как результат творческого взаимодействия двух противоположных начал — Света и Тьмы (Дня — Ночи, Духовного — Материального, и т.д.).

Муж и брат Живы — Хамбог. Иногда старые авторы называют и их детей — Перун, Водан, Пекленец. Хамбог — бог, встречающийся у западных славян. Для нас здесь интересен миф о его происхождении. Когда Бог обезглавил великана Триглу, то из шеи первой отрубленной головы потекла черная кровь — из этой крови возник Черный Бог. Из второй шеи потекла белая кровь — возник Белый Бог. Когда же была отрублена третья голова — полилась кровь красного цвета. Из нее-то и появился Хамбог, призванный объединять два противоположных начала — Черного и Белого Бога.

Важно отметить, что мифы о рождении Живы и Хамбога сходны по своей сути — они описывают брата и сестру как начала, возникающие при взаимодействии Света и Тьмы. Жива всегда изображается обнаженной. В руках ее — виноград, плоды и цветы. Волосы Живы увиты миртом пополам с красными розами, талию ее обвивает семицветная радуга. Живу также именуют Мильда (или Милка), Красопани (что значит Прекрасная Госпожа), Дидилия (что значит Великая), Дева.

Существовало изображение Красопани, державшей в одной руке яблоко, а в другой — земной шар. (Надо полагать, этот тип изображения является довольно поздним переосмыслением первоначального мифообраза Живы как Подательницы жизни). Жива путешествует в волшебной повозке, в которую впряжены пара голубей и пара лебедей. Спутницами богини являются три грации — Чувственность, Очарование, Любовь. В руках граций яблоко, которое они передают друг другу.

Большое святилище Живы существовало в полабском городе Ратибор, где богиню чтили «веселием и невоздержанием». Ее идол был украшен золотом и серебром.  Среди святилищ Живы были и священные рощи.  День Живы праздновался в первых числах мая. В жертву ей приносили фрукты, цветы, хлеб, пиво. Кроме того, в течение лета и ранней осени Живе жертвовали первые созревшие плоды каждого вида.

Живу было принято просить о продлении лет жизни. Из глубокой древности тянется обычай спрашивать кукушку о том, сколько лет осталось жить. Кукушкин ответ — это знак богов. Если человек услышал слишком малое, по его мнению, число «ку-ку», то он мог обратиться к Живе о заступничестве — об изменении судьбы. Жива даровала жизнь независимо от воли верховного божества, ибо Жизнь сильнее Бога и сильнее судьбы.

Жива не только ведет человека по жизни — она встречает его после смерти. Согласно представлениям западных славян о загробном путешествии, умершая душа после долгого пути встречается с двумя богами — Живой и Пекленцом (богом Пекла). Жива берет к себе праведников и отправляет их в «небесный Рай».

Однако, людей, попадающих в рай, очень мало — в основном же, души умерших отправляются к Пекленцу, у которого проходят перековку. В Пекле души бьют молотом на наковальне, выбивая из них грехи. Перековка душ длится долго и болезненно — тем болезненнее, чем больше грехов накопила душа за время жизни.  Наконец, прошедшая через муки Пекла, душа превращается в искру и взлетает вверх.

Тут она снова попадает в ведение Живы. Жива, собрав искры, идет в мир людей и вкладывает их в животы беременных женщин. Искры вселяются в детей, которые готовятся родиться, и с этого момента ребенок обретает душу. Жива делает так, что девочки рождаются похожими на нее, а мальчики — на ее мужа Хамбога. Именно поэтому все славяне похожи между собой.

Желаю всем, кто этого заслужил, Удачи!

ЗАПРОС НА ПОСВЯЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ:

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)
Посвящение в(обязательно)


captcha

ОТЗЫВЫ ПРАКТИКУЮЩИХ СЛАВЯНСКИЕ ПРАКТИКИ

Комментирование запрещено